Производство люксовых смартфонов Vertu будет ликвидировано. Компания закрывает фабрику в Великобритании и увольняет 200 сотрудников — это, в частности, высококвалифицированные специалисты, которые трудились на заводе в городе Черч Крукхем – выращивали кристаллы сапфира для дисплеев luxury-телефонов, инкрустировали их драгоценными металлами и камнями, а также крокодиловой кожей.
Vertu была создана в 1998 году. Всего ей удалось продать около 500 000 аппаратов. Компания пережила пик в начале нулевых, когда премиальные телефоны не сильно уступали бюджетным аналогам в плане базовых функций. Потом появился iPhone и запустил медленное убийство Vertu. Какое-то время британцы сопротивлялись, но всё же сдались и начали выпускать смартфоны на Symbian и Android.
В 2012 году Nokia, чьи позиции на мировом рынке телефонов пошатнулись, продала Vertu более чем за 200 млн евро шведской частной группе EQT. Та, в свою очередь, в 2015 году перепродала компанию китайским инвесторам, а они в 2017 году – турецкому предпринимателю Мурату Хакан Узану.
Нестандартные телефоны Vertu в среднем стоили примерно от $13 000. Последней попыткой оживить их продажи было снижение цен до $5000-9000.
Телефоны Vertu невероятно узнаваемые в плане дизайна, их приятно держать в руках. Ощущается очень солидная тяжесть. При этом инженеры Vertu думали не только о деньгах, но и о пользователе. Как пример — сапфировое стекло, появившееся в одном из смартфонов в 2013 году. Оно не царапалось и не билось. Достаточно сказать, что Apple мечтает о сапфире уже несколько лет, но стабильно отказывается от него — конечно, из-за цены.
Еще одна фишка Vertu — личный ассистент. Компания реализовала идею персонального помощника раньше, чем Apple и Google. При этом «консьерж» – это не голосовой помощник, а настоящий человек, который решает вопросы. Нажимаешь на кнопку, просишь купить билеты на самолёт или забронировать отель, а сотрудник компании всё исполняет. Ещё один не самый известный факт о Vertu — бесплатное подключение к платному Wi-Fi.
Сейчас статус владельца смартфона подчеркивают в первую очередь характеристики устройства, его функциональность, а не вес украшающих его драгоценностей. В последние годы luxury-аппараты в плане возможностей и инновационных технологий ничем не выделялись. Этим можно объяснить спад интереса даже очень обеспеченных пользователей к Vertu.
В России ежегодно продается несколько тысяч luxury-телефонов. Для Vertu Россия наряду с Китаем и арабскими странами была одним из ключевых рынков — на нее приходилось треть продаж в денежном выражении.
С уходом Vertu эпоха телефонов-аксессуаров окончательно ушла. В 2017 году смартфон стал обычным бытовом прибором. Его нет смысла украшать рубинами или телячьей кожей, потому что функциональность и возможности намного важнее дизайна.
Самый перспективный вариант для люксовых брендов — взять iPhone и сделать кастомизацию корпуса. Например, поместить золотой герб России или портрет известного политика. Несмотря на маленькие тиражи, создание такого гаджета всё равно окупается за счёт накрутки. Просто, зато эффективно.
Смерть Vertu, в свою очередь, — ещё один шаг к абсолютной, беспросветной безликости, которая захватывает индустрию мобильных устройств. Британская компания вряд ли возродится, что бы там ни говорил её сегодняшний владелец. Создавать элитные телефоны с нуля сейчас откровенно глупо с точки зрения бизнеса.
Однако нельзя забывать про вторичный рынок — там легендарные (в том числе кнопочные) Vertu ещё долго будут в ходу. И платить за них через несколько лет будут даже больше, чем платили при жизни компании.