Детекторы LIGO и Virgo совместно фиксируют новый гравитационно-волновой сигнал

01.10.2017 14:49 207

Детекторы LIGO и Virgo совместно фиксируют новый гравитационно-волновой сигнал

В августе детекторы, расположенные на двух разных континентах, зарегистрировали гравитационно-волновые сигналы, идущие от столкновения пары черных дыр. Это открытие, о котором было объявлено на днях, стало первым случаем наблюдения гравитационных волн при помощи трех различных детекторов – что открывает новую эпоху наблюдений космических событий, приводящих к возникновению волн этого вида, характеризуемую более глубоким пониманием их природы и более точной локализацией.

Это столкновение наблюдалось 14 августа в 10:30:43 UTC при помощи двух детекторов Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory (LIGO), расположенных соответственно на территории штатов Луизиана и Вашингтон, США, а также детектора Virgo, расположенного близ г. Пиза, Италия.

Эти обнаруженные гравитационные волны – «рябь» пространства-времени – были излучены на последних этапах слияния двух черных дыр, массы которых составляли соответственно 31 и 25 масс нашего Солнца. Это событие, произошедшее на расстоянии примерно 1,8 миллиарда световых лет от нас, привело к появлению вращающейся черной дыры, масса которой составляет примерно 53 массы Солнца – и это означает, что примерно три солнечных массы в ходе этого слияния были превращены в энергию гравитационных волн.

Гравитационные волны были впервые обнаружены примерно 1,5 года назад при помощи детекторов обсерватории LIGO. С того времени в обсерватории LIGO была произведена крупная модернизация, в результате которой в ней появились гравитационно-волновые детекторы второго поколения, и обсерватория стала носить название Advanced LIGO. Совместная работа с обсерваторией Virgo, в состав которой входит еще один гравитационно-волновой детектор второго поколения, позволила в этот раз при обнаружении сигнала более точно локализовать его: так, размер области неба, в пределах которой, вероятно, находится источник этих гравитационных волн, составил всего лишь 60 квадратных градусов, что примерно в 10 раз меньше, по сравнению с аналогичным размером, полученным при использовании лишь двух детекторов LIGO.

«Это совместное обнаружение гравитационных волн при помощи детекторов Advanced LIGO и Virgo позволяет нам сделать важный шаг на пути исследования гравитационно-волнового космоса», - сказал Дэвид Х. Рейц (David H. Reitze), исполнительный директор обсерватории LIGO.

Следующая новость