Неожиданный сюрприз: последний снимок кометы 67P от погибшего зонда «Розетта»

01.10.2017 14:48 69

Неожиданный сюрприз: последний снимок кометы 67P от погибшего зонда «Розетта»

Ученые, анализируя последние телеметрические данные, полученные от аппарата Rosetta («Розетта») непосредственно перед его падением на поверхность кометы, состоявшимся в прошлом году, смогли восстановить из этих данных еще один, последний снимок места падения зонда.

После более чем 12 лет космического путешествия и двух лет выполнения орбитальной миссии по исследованию кометы 67P/Чурюмова-Герасименко аппарат Rosetta завершил свою историческую миссию падением на участок поверхности кометы, где находятся несколько древних впадин. За время своей работы аппарат передал на Землю огромное количество снимков и других данных о комете, которые позволили значительно углубить наши знания о «хвостатых гостьях из космоса». Однако недавно ученые миссии Rosetta неожиданно обнаружили еще один, последний снимок поверхности кометы, который стало возможным восстановить из данных, отправленных на Землю зондом перед самой его гибелью.

Передача зондом Rosetta снимков на Землю происходит в форме пакетов. В случае последних снимков, передаваемых аппаратом перед падением, размер изображений составлял 23048 байтов, и каждый снимок разбивался при передаче на 6 пакетов. Передача этого, самого последнего снимка была прервана после отправки всего лишь трех пакетов (12228 байтов) – и наземное программное обеспечение для автоматизированной обработки изображений не смогло рапознать его как снимок.

Однако инженеры миссии Rosetta смогли восстановить из этих неполных данных изображение, представленное выше (см. фото). Это стало возможным, благодаря особенности механизма сжатия снимков для передачи зондом Rosetta, суть которого состоит в том, что каждый очередной пакет, передаваемый аппаратом, содержит не определенное количество пикселей, а целый слой, охватывающий всю область снимка, при этом уровень подробностей растет с каждым новым переданным пакетом и соответственно новым слоем снимка. Поэтому из трех пакетов, переданных зондом Rosetta, ученые смогли восстановить снимок, менее четкий, чем в случае полноценного снимка (степень сжатия 1:38 вместо 1:20), но, тем не менее, довольно любопытный.

Высота над поверхностью кометы, с которой был сделан этот снимок, составила всего лишь 17,9-21,0 метра, в то время как ранее опубликованный «последний снимок» аппарата Rosetta был сделан с высоты 23.3–26.2 метра.

Следующая новость