Павел Городницкий – о том, почему журналисты могут похоронить одну из самых могущественных корпораций в мире.
Последние два-три года я тщательно отслеживаю, какие тексты и видеоролики о гаджетах собирают клики и просмотры, а какие нет. Должен признать: закономерность настолько примитивная, что становится одновременно смешно и обидно.
Если коротко, людям надоело читать об успехах Apple.
Сделали лучший в мире безрамочный смартфон – плевать. Размазали всех на рынке планшетов – ерунда. Создали наушники, с которыми даже в метро сейчас ходит каждый третий – тоже слабый инфоповод. Но самый характерный пример – релиз умной колонки HomePod, который, кажется, не возбудил вообще никого.
Дело в том, что у аудитории есть вполне конкретный запрос на провалы, косяки и ошибки Apple. Людям хочется читать, что крупнейшая компания в мире облажалась, причем чем чаще будут такие новости и тексты, тем лучше.
Когда подобный запрос уже сформирован, у журналистов и блогеров нет выбора: надо играть по правилам медиарынка и генерировать востребованный контент, иначе сам сначала останешься без кликов и денег, а потом помрешь.
Результат закономерен.
HomePod оставляет следы на дорогой мебели – сразу в продакшн, и плевать, что эти следы, скорее всего, легко можно стереть.
Странный символ (который никому и никогда не был нужен) «убивает» приложения – надо сделать из этого скандал, обвинить Apple во всех грехах мира и добавить, что даже на Android такого не встречается.
Прошлогоднее занижение частоты процессоры в iPhone – вообще натуральный праздник: можно было пару недель писать одно и то же, мочить Тима Кука и проклинать компанию, а потом хвастаться рекордным трафиком. И неважно, что производительность уменьшалась исключительно ради самого пользователя, а не для того, чтобы заставить человека сходить в магазин за новым айфоном.
Такими темпами Apple скоро совсем перестанут хвалить. Ненависть зашла уже слишком далеко: можно будет и дальше перечислять минусы, регулярно ругать ценообразование и рубить клики в бешеных количествах. Потому что само слово «Apple» в критических заголовках отлично привлекает как искренних хейтеров, так и тех, кому не хватает на iPhone, но кто никогда в этом не признается.
И все же настоящий ад для Apple начнется, когда журналисты (блогеры, обозреватели) окончательно сообразят, что делать трафик проще всего не только на факапах Тима Кука и его топ-менеджмента, но и на величии конкурентов на фоне Apple.
Впрочем, этот тренд замечательно прослеживается и сейчас.
Xiaomi принято хвалить за цены – вот, учитесь, у китайцев почти нет накрутки, какие молодцы (ага, зато брак в районе 10-15% на дешевых и среднебюджетных моделях).
Samsung прогрессирует – браво, отличный дизайн (угу, замечательный, особенно ненужная кнопка Bixby и сканер отпечатка в максимально неудобном месте).
Meizu дает прекрасный звук – да, вот только качество сборки там предельно китайское, а процессоры МТК гарантированно обеспечивают перегрев.
И так далее. Аплодировать Apple уже совсем немодно, их успехи всех достали, поэтому медийно эта компания существует только как мишень для критики и антипример для Android-брендов.
Со временем (да, на это уйдут годы, если не десятилетия) токсичность вокруг Apple станет нестерпимой, а репутация бренда – испачканной и вызывающей ассоциации только с провалами.
Что делать Тиму Куку в такой ситуации?
Есть три стратегии:
1. Привлекать еще больше блогеров. Корпорация и так с ними плотно подружилась, но теперь ей придется ублажать вообще всех лидеров мнений, чтобы те не мочили Apple за любой косяк. Это самый простой выход, потому что эксклюзивы от Apple – невероятно приятный бонус: мало кто откажется от объективно хороших гаджетов, которые дают избранным в пользование в первый же день продаж (а иногда и на несколько дней раньше).
2. Оставить всё как есть. Фан-база всё равно гигантская: сотни миллионов людей пока что пользуются айфонами и не читают прессу, потому что их всё устраивает, а их следующим девайсом тоже однозначно будет смартфон/планшет/лэптоп Apple. Стратегия действенная, но не очень перспективная, ведь наращивать аудиторию в таких условиях нелегко.
3. Пойти на поводу у критиков. Самый спорный путь, но Apple, кажется, приближается к этой модели поведения.
Отсюда – бюджетные гаджеты (снижение цен очевидно, устройства стали доступными), извинения после любого скандала (после процессоров так вообще целый обряд покаяния) и показательное стремление быть ближе к народу.
С одной стороны, так компания теряет дух Стива Джобса, который плевал на всех, кроме себя, своего вкуса и мнения ближайших проверенных коллег.
Но с другой стороны, нам, как потребителям, должно быть комфортно, что Apple вынуждена подстраиваться под запросы потребителей. Другой вопрос: насколько разумны и актуальны эти запросы и не приведут ли они компанию сначала к стагнации, а потом к деградации?
Тут ответа пока нет, но есть легендарная цитата всё того же Джобса о том, что люди сами не знают, чего хотят.
И он, скорее всего, абсолютно прав.
***
Подписывайтесь на Telegram-канал “IT, медиа и гаджеты | Палач говорит” – там есть и новости, и длинные тексты о главных IT-трендах.
Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Google+ или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира Apple, Microsoft и Google.