Как выбрать замену старому телефону или любому другому гаджету: стоит ли верить техническим характеристикам, мнениям обозревателей и почему рано списывать со счетов форумы.
Дюжину лет назад было очень сложно выбрать телефон — много кнопочных и с экранами. Ну тот монохромный, а этот цветной, здесь 256 цветов, тут 16 тысяч. Аналогов — сотни. Вот этот — с сенсорным экраном и стилусом. А вот десятки таких же. Какой же выбрать?
Так было до появления iPhone, который на некоторое время сломал рынок — его конкуренты долго не могли достойно ответить. Но через десять лет производители всё же справились и подтянулись — рынок вернулся в прежнее состояние. Теперь снова непонятно, что вообще происходит, а покупатели боятся совершать ошибки. Ведь за каждый неверный выбор приходится ещё и платить из собственного кармана. Выбрал что-то не то — будь готов к дополнительным тратам.
Витрины и сайты магазинов снова пестрят предложениями, которые похожи друг на друга. Ну чем отличается вот этот Флай с экраном «в край» от вон того Самсунга? Хуавеи, ЭлДжи, Оппо — всё смешалось. Впору устраивать конкурсы вроде «угадай модель телефона по фотографии фрагмента его корпуса или по части скриншота домашнего экрана». И будет много проигравших!
Ладно, попробуем выбрать по техническим характеристикам, которые заявляют производители. Вот процессор вроде быстрый, а вот помедленнее, но ядер больше. Вот тут оперативной памяти море. Но нужно ли её столько мобильному устройству? Это какое мобильное приложение может выжрать столько памяти, сколько у меня в ноутбуке ещё два года назад не стояло? Ах, да, это же Андроид. А вот тут обещают экран, который очень сложно разбить и поцарапать. Не брехня ли? У этой модели время работы от одной зарядки какое-то совсем фантастическое. Почему эти два одинаковые на вид смартфона стоят так по-разному? Что взять, что взять, что взять?!
В технических характеристиках часто чёрт ногу сломит
За ответом на этот вопрос мы идём к обозревателям — смотреть и читать их шаблонные обзоры. Подмечаем, как раз за разом меняются действующие лица и, самую малость, декорации. Видим, как позорно вот уже несколько лет остаются прежними их давно устаревшие сценарии. Ну ладно, можно и потерпеть чуть-чуть, лишь бы узнать, стоящая новинка или нет.
А блогер оказывается лояльным бренду. И вот мы уже смотрим или читаем обзор вообще без критики за каждый косяк. Ну вроде как экран плохо реагирует на касания, но «скорее всего это исправят в одной из следующих прошивок». Кнопка выключения и сканер отпечатков пальцев оказались в непривычных местах, «но на привыкание потребовалось не больше недели». Говорят, к героину тоже быстро привыкаешь. Только это не делает его хорошим.
Или даже больше — блогеру приплатили за обзор. Или дали новинку на обзор без требования вернуть её через день-другой. Или блогер получил её на «длительный тест», который обычно заключается в том, что гаджет дают на год, а через год заменяют новым поколением. Почему бы обозревателю в таком случае не закрыть глаза на очевидные недостатки?
Бывают и обратные ситуации — когда блогеру принципиально не дают продукты на тест, и ему приходится всё покупать за свои деньги. В таком случае мы прочтём или увидим, что новинка компании Такой-то — полный отстой. Покупать её не стоит, лучше потратиться новинку компании Какой-то.
Голова взрывается от того, сколько теперь в интернете обозревателей и от того, как они ведут войны друг с другом за место под солнцем. Они всё стараются продаться на более крутых условиях и с радостью делают это, когда появляется соответствующее предложение. Скажем, сначала любят Nokia, потом переключаются на Samsung, нелестно высказываются об Apple. И так далее.
Тут же выясняется, что всё это лишь бизнес, а им просто хочется поскорее заработать себе на безбедную старость. Их право. Только мы из-за такого совершаем ошибки, покупая не то, что нам действительно нужно. Мы кормим бренды, которые кормят их, а они продолжают лить нам в уши всякое, чтобы мы покупали продукты тех брендов, благодаря которым они могут продолжать скармливать нам продукты этих брендов. Такой «попробуй пойми, где причина, а где следствие» денежный круговорот.
Блогеры тоже люди, как и адвокаты
Надо простых и понятных примеров — пожалуйста. У меня было много разных айфонов, и ни один я не царапал так, как поцарапал Samsung Galaxy S8.
Дело было так — я начитался технических характеристик нового Самсунга, посмотрел обзоры, глянул, как люди специально пытаются поцарапать экран смартфона. Везде оказались только лестные отзывы, все хвалебные. Ну Gorilla Glass пятого поколения — что с него взять. И что бы вы думали — я умудрился сделать это на второй день после покупки. Почти сразу на экране у меня появилась такая царапина, которую, блин, только слепой не заметит — пальцы об неё резал.
Или, вот ещё пример, со временем автономной работы тех же Самсунгов. Всё хорошо, только на презентациях не заявляют, что время это рассчитывается, похоже, на автоматических настройках оптимизации работы устройства, при которых частота процессора может снижаться на 30% и больше. Таким образом, пользователю остаётся довольствоваться только 70% и меньшей мощностью смартфона 2017 года. А это в производительности шаг назад на сколько лет — два или три? При том, на той же презентации нам назвали полную частоту процессора, а не урезанную ради продления времени работы аппарата. Отличная маркетинговая уловка, на которую купились тысячи теперешних владельцев.
И Apple в этом плане оказалась не лучше. До недавних пор таким не страдала. Но недавно выступила с неподконтрольным пользователям замедлением процессора на устройствах со старыми аккумуляторами, чем всё испортила. Это очень круто, что телефон может работать столько же, сколько сразу после активации. Только в 2016-м мне обещали мощный смартфон, а теперь я вынужден менять его на что-то с новым аккумулятором. Или менять аккумулятор. Совсем не круто.
Об этих «маленьких недостатках» обозреватели либо совсем промолчат, либо только вскользь упомянут. Мол, всё может быть не так, как заявляет производитель. Эти же минусы вывернут наизнанку и посмакуют нелояльные бренду обозреватели — им лишь бы хейтить. А мы оказываемся всё ещё не в силах выбрать что-то одно и вынужденно обращаемся к реальному пользовательскому опыту.
И где есть отзывы покупателей — конечно, в магазинах или на сайтах производителей. Но, вот это удивление, все хвалебные — как на подбор. Ладно, попробуем посмотреть маркетплейсы, где продаются тысячи товаров разных брендов из сотен магазинов. Но и тут один отзыв противоречит другому и не согласуется с третьим. Что делать, что делать, что делать?!
В идеале в этот момент стоит найти знакомого, который уже купил новинку и успел её оценить. Хорошо, если этот человек не желает нам зла — тогда он честно расскажет о достоинствах и недостатках заинтересовавшего нас устройства. Плохо, если наоборот. Не покупайте, если он предложит приобрести новинку у него — скорее всего скоро тоже начнёте искать покупателя.
Форумчане скрывают свои имена и лица, но не благие намерения
Но если такого человека нет, то остаётся только открыть для себя форумы. И там быть осторожнее — придётся научиться отделять полупустые профили маркетологов компаний от профилей живых людей, которые за свои старания хотят и получают только похвалу. И мнение таких людей, как правило, становится решающим перед покупкой нами какой-нибудь технологической новинки.
Конечно, можно было наплевать на принципы онлайн-торговли и дойти до офлайнового магазина, покрутить заинтересовавший нас телефон в руках, лично попробовать, как там эти кнопки расположены. Но это будет короткое свидание, за которое мы не успеем оценить, сколько выдерживает полностью заряженный аккумулятор, что там с процессором и оперативной памятью.
Однако можно и даже лучше обойтись без этого. По моему опыту, больший вес теперь имеют не сухие цифры и быстрые обзоры, при подготовке которых «знатоки рынка» и «эксперты» часто не успевают объективно оценивать устройства. Для меня сейчас более важно мнение живых людей, которые владеют конкретно взятым устройством хотя бы пару недель, а лучше — месяц и больше.
Следите за новостями Apple в нашем Telegram-канале, а также в приложении MacDigger на iOS.
Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Google+ или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира Apple, Microsoft и Google.