2018-й — последний год, когда будут звучать хоть сколько-нибудь серьезные новости про Android-планшеты. Ранее перспективное направление бесповоротно умирает.
Работу над такими устройствами продолжают из-за репутации (Samsung) или просто из желания выпускать все, до чего дотянутся руки (Xiaomi). Остальным производителям пора выбрасывать пункт «планшеты» из расходов на R&D и зарплат дизайнеров.
Шансы, что новые релизы всерьез «выстрелят», просто мизерные — как и предпосылки на улучшение ситуации. Этому вторит статистика: во втором квартале 2018 года поставки планшетов выросли только у Apple (на 0,9%) и Huawei (7,7%). Остальные ушли в минус — но, кажется, еще не готовы совсем бросить идею о «компьютерах нового поколения».
Стагнация заметна по релизам. Samsung недавно выкатила флагманский планшет Tab S4. Задумывалось, что это будет моментом триумфа над iPad Pro, но предпосылки пока другие. Устройство получило Super AMOLED экран на 10,5 дюймов с соотношением 16:10 и разрешением 2560×1600, четыре стереодинамика, 4 ГБ оперативной памяти, аккумулятор на 7300 мАч, процессор Snapdragon 835 и 13-мегапиксельную камеру.
Также к Tab S4 можно докупить и пристегнуть клавиатуру, а фирменный стилус S4 поставляется в комплекте. Характеристики, может, и неплохие, но за базовую версию на 64 ГБ компания просит $650. Производитель мог бы не поскупиться и на свежий Snapdragon 845 или 6 ГБ ОЗУ.
Тем более, с оригинальной клавиатурой прайс подскакивает еще на $150. За такие деньги нельзя продавать планшет — это ценник для адекватного компьютера. И с тем, чтобы сделать из «телефона с большим экраном» что-то большее, у Samsung откровенно плохо. Главное препятствие, конечно же, это сама ОС Android.
Разработчики еще несколько лет назад перестали беспокоиться о том, чтобы оптимизировать софт под планшеты или писать программы только для таких гаджетов. Сколько ни потрать на устройство — придется использовать растянутую версию для смартфона в большинстве программ.
Samsung рассчитывала исправить все режимом DeX — это возможность подключать устройство к монитору через USB-C to HDMI кабель и получать «полноценный» компьютер. В DeX-режиме поддерживаются многие (но не все!), Android-приложения, одновременно можно запускать до 20 Chrome-вкладок, а интерфейс больше напоминает полноценные десктопные ОС. Для полного погружения можно даже подключить беспроводную мышь.
Идея понятна: якобы вскоре человеку потребуется всего одно устройство, чтобы развлекаться дома и работать в офисе. Но даже Apple, с массивным набором специализированного софта в App Store, продвигает эту идею осторожно — и как бы полушутя.
В Samsung настроены серьезно, но, кажется, из-за отчаяния. Даже самый лучший планшет не сгенерирует достаточно продаж, чтобы заставить разработчиков оптимизировать свои программы. Продуктивность — не та область, в которой Android-планшеты преуспели. Их скорее ассоциируют с медиапотреблением, чем с производством контента. iPad едва не попал в ту же ловушку — но начал выкарабкиваться еще в 2015 году, с релизом Pro-линейки.
Показательно, что от Android-планшетов отказалась даже их «материнская» компания — Google. Вместо этого, фирма сконцентрировалась на устройствах с поддержкой Chrome OS. Сначала эта операционка закрепилась на доступных ноутбуках и протаранила себе дорогу на образовательный рынок.
Теперь Chrome OS, которую часто называют «системой в браузере», потихоньку осваивает планшеты. Но темп не впечатляет. Пока что единственный такой планшет — Acer Chromebook Tab 10, доступный только для американских школ. Обзорщики в один голос говорят: на потребительском рынке такой гаджет бы провалился. Со слабым процессором, лагами и запутанным без клавиатуры интерфейсом, Chrome OS пока далека до миграции на исключительно сенсорные гаджеты.
Ситуация печальная — хотя бы с оглядкой на мечтания, которые связывали с сектором. Еще 4-5 лет назад о планшетах велись бурные разговоры, а производители вели борьбу за клиента. Сейчас рынок, буквально, расчищен под экспансию iPad. И за это стоит поблагодарить Тима Кука. До 2015 года будущее iPad тоже рассматривалось в формате «экрана» для медиапотребления — решение сблизить планшет с компьютером выглядело спорно. Но клавиатура спасла гаджет.
Теперь у iPad есть простор для роста, а у разработчиков — стабильная клиентская база, заинтересованная в миграции на мобильную ОС. Надежды на то, что планшеты будут приносить сопоставимую с iPhone выручку (как казалось 2011 году) уже, конечно же, растворились — но и разочарованием все не обернулось.
Еще один неожиданный бонус: грядущий выпуск проекта «Марципан». Напомним, в рамках этой инициативы Apple позволит девелоперам удобно переносить мобильные программы на macOS. При чем здесь iPad? Судя по референсам, которые дает Apple (программам «Акции» или «Диктофон»), за основу взяты именно iPad-версии. Их интерфейс удивительно логично смотрится на экранах Mac. Вот и получается, что быстрый перенос на компьютер — еще один повод работать над планшетной версией.
В то же время будущие Android-таблетки, почти наверняка, можно шуточно называть маленькими телевизорами. На них будут только смотреть, читать и свайпать, а не производить контент. Этого мало, чтобы заслужить статус компьютера в 2018 году, а следовательно — интерес платежеспособной аудитории. При этом бюджетный сектор, к сожалению, на инновации тратиться просто не может.
Вероятно, когда-то ситуацию изменит Chrome OS. Но пока что остается только смотреть за медленным угасанием направления.
Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Google+ или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира Apple, Microsoft и Google.