Поклонники Apple объективно вымерли. Их больше не существует, хотя совсем недавно они наводили ужас на весь рунет.
Пять-семь лет назад под новостью с заголовком «Представлен Samsung Galaxy» можно было встретить безумцев, которые убеждали, что любой корейский гаджет – полнейшее дно, а уважающий себя человек может пользоваться исключительно айфоном.
Эти демоны налетали в комментарии толпами, поэтому Android-гики еле успевали обороняться. Их постоянно обвиняли в нищебродстве – например, когда Instagram вышел под ОС от Google (2012 год), по сети разлетелась картинка с гопниками, сидящими на корточках в подъезде.
«Первые фотографии в инстаграмах владельцев Android», – подпись к снимку была, мягко говоря, неостроумной, но обладатели айфонов радостно репостили этот скучнейший мем.
Сейчас такого уже нет. Владельцы айфонов успокоились, а у адептов Android появились поводы для гордости.
Но всё не так просто. Ниже – главные причины исчезновения культа Apple в России.
Сооснователь Apple был гением маркетинга – он мог создать легенду одной презентацией или даже одной фразой. Его выступления пересматривали и цитировали, его биографию учили наизусть, а его любимые песни заслушивали до тех пор, пока от них не начинало тошнить.
Я знаю минимум пятерых людей, которые никогда не интересовались индийской культурой, но все равно прочитали «Автобиографию йога», узнав, что Джобс ритуально листал её раз в год.
«Ничего особенного, читается так себе, но книга хорошая – Стив бы плохого не посоветовал», – так говорили фанатики Джобса, стесняясь признаться, что это сомнительное чтиво почему-то не вдохновило их на гениальные идеи.
Важно понимать: при жизни Стив одновременно стал и гиком, и новатором, и рок-звездой, и выдающимся лидером, и настоящей иконой. Поэтому когда он скончался, фаны Apple сначала поплакали и погрустили, а затем осознали, что лишились ориентира.
Тим Кук – прекрасный менеджер и коммерсант (при Джобсе Apple зарабатывала гораздо меньше), но ему не хватает харизмы и бунтарского прошлого. Он просто ухоженный мужчина, который помогает компании оставаться наверху и периодически выпускать довольно качественные продукты.
Тим – не из тех безумцев, которые меняют мир, и поклонники Apple прекрасно понимают это. Так что фраза «Стив такого бы точно не допустил» исчезнет нескоро: людям, канонизировавшим скончавшегося СЕО, нравится думать, что Джобс всегда бы принимал только верные решения.
Хотя это, конечно, нереально.
В 2010 году Android-смартфоны были устройствами с дохлыми батареями, нестабильным интерфейсом и замусоренным магазином приложений. Постепенно эти проблемы ушли: сначала решили вопрос с аккумуляторами, затем подтянули внешний вид системы, а после этого промодерировали Google Play (хотя шлака там по-прежнему хватает).
Со временем Android-флагманы приблизились к уровню айфона, а во многих аспектах (от камеры до защищенности корпуса) даже превзошли продукт Apple. Понятно, что у более-менее отполированной iOS до сих пор куча преимуществ, но Android-аппараты тоже имеют свой козырь – они очень быстро дешевеют.
Соответственно, человек может подождать 2-3 месяца после старта продаж и взять Galaxy S8 за 40 тысяч рублей, в то время как iPhone 7 с адекватным объемом памяти будет стоить от 50 тысяч, несмотря на то, что дебютировал раньше.
Android-смартфоны перестали быть стыдными, а покупать их очень выгодно – разумеется, если не думать о перепродаже. Поэтому сейчас человек с новым Galaxy скорее вызывает интерес, а не брезгливость.
«Ого, такой большой экран! Такие тонкие рамки! Можно посмотреть? Блин, круто. Я давно хожу с айфоном, но теперь заценю, что там есть у Samsung», – примерно такую реакцию, как правило, вызывает сегодняшний корейский флагман.
А ведь еще есть LG, Sony, Huawei, HTC и другие А-бренды, которые тоже почти не отстают от Apple.
Разница в комфорте уже не оправдывает разницу в цене – вот и вся формула.
За последние 10 лет смартфон из статусного девайса превратился чуть ли не в бытовой прибор: сейчас немодно светить яблочком на задней крышке, зато принято рассказывать, сколько ты сэкономил, выбрав китайский аппарат.
Стандартная реплика рационального покупателя:
«Взял Xiaomi Redmi за 9 тысяч, там экран больше, чем у iPhone, аккумулятор тоже больше, чем у iPhone, оперативки тоже больше, чем у iPhone, а мегапикселей в камере столько же. Зато в пять раз дешевле, представляешь! Доволен, как слон».
Серьезно, фаны Xiaomi готовы рвать за свой продукт, отстаивая право на дешевые смартфоны. Но самое печальное, что у них действительно есть убийственные аргументы, а не только те, которые представлены чуть выше.
Вероятно, российский тренд на экономию вызван кризисом, но какая разница, в чем дело, если хвастаться новым Xiaomi теперь круче, чем смущенно доставать из кармана восьмой iPhone?
Давайте честно: айфоны были сверхпривлекательными, когда стоили на порядок больше средней зарплаты в Петербурге или даже Москве. Но в 2017 году рынок перенасыщен: само слово «айфон» уже не вызывает никакого трепета. Ну, iPhone и iPhone – может, там 5s за 15 тысяч или SE за 20. Или «шестерка» из 2014 года.
При желании iPhone может позволить себе даже человек из деревни, который живет натуральным хозяйством. Элитарность убита – iPhone больше не роскошь, а его фанаты (если не учитывать совсем отмороженных) больше не чувствуют себя особенными.
Сейчас выскажу три личные претензии.
Во-первых, я вижу, что моя всё еще любимая компания не успевает за трендами. Она не задает их, а догоняет. Так было и с часами, и с умной колонкой, и с беспроводной зарядкой, и с безрамочностью. Это бесит: топить за отстающего производителя совсем не хочется.
Во-вторых, Apple сделала ставку на iPhone, но подзабила на MacBook Air, iPad mini, всю серию iPod, Mac mini, Mac Pro и другие достойные гаджеты. Такой расклад меня тоже не очень устраивает.
И третья претензия – конские цены на аксессуары. Тут есть два красноречивых примера.
Первый – если вы потеряете колпачок от стилуса Apple Pencil, вам предложат…та-да-да-дам! – купить новый Pencil за 8-10 тысяч рублей. Ну как такое может быть? Это же просто подлость восьмидесятого уровня и неловкая попытка нажиться на лояльном пользователе.
Второй пример – зарядка для iPad Pro. Чтобы подпитывать его в нормальном темпе, нужно потратить 5 тысяч на блок питания и 1,5-3,5 тысячи рублей на кабель. Итого – от 6,5 до 8,5 тысяч за обычную зарядку (!!!). Тоже абсолютный бред.
Вывод очень простой: Тим Кук мастерски качает деньги, но магия стремительно исчезает.
И рано или поздно, если политика компании не изменится, Apple окончательно посереет.