На фоне новостей об окончании поддержки Windows Phone, журналист портала The Verge Дитер Бо решил разобраться в причинах, которые не позволили Microsoft выпустить достойного конкурента iPhone и преуспеть на мобильном рынке. Обозреватель, мнение которого приводит Ain, убежден, что в этом виновата именно Android, а не Apple с ее фирменным смартфоном.
Попытки всех компаний того времени упирались в непонимание происходящего — никто не улавливал, в каком направлении будет развиваться индустрия до выхода iPhone. В качестве наглядной иллюстрации Бо предлагает взглянуть на смешные ныне цитаты CEO ведущих игроков рынка.
Глава BlackBerry Джим Балзилли говорил, что «в плане серьезных изменений в отношении BlackBerry, его [iPhone] значение преувеличено». Руководитель Palm сказал, что «ПК-парни не поймут этого. Они просто не собираются гулять с этим». Наконец, Стив Балмер из Microsoft иронизировал словами «это не подойдет бизнес-покупателям из-за отсутствия клавиатуры».
После таких громогласных заявлений все эти люди пытались предложить адекватный ответ iPhone. BlackBerry очень специфически адаптировала софт, превращая устройство в одну огромную кнопку. У Palm с их webOS не хватило ресурсов на выпуск качественного потребительского устройства и заключения договоренностей с операторами.
Наконец, ответом Microsoft стала Windows 6.5, которая была построена на базе устаревшей ОС и лишь частично адаптирована под сенсорные устройства. Потом появилась Windows Phone 7, хорошо принятый аудиторией перезапуск, привносящий новые дизайнерские идеи. Однако выход оказался запоздалым. Windows 8 оказалась в неудачной ситуации: преданных пользователей оттолкнули известием о том, что старые устройства не получат обновлений. (Та же ошибка повторилась с Windows Phone 10, но уже не имела большого значения).
И еще одно замечание: где-то по пути Microsoft купила Nokia, а затем испортила самый известный и репутационно стабильный мобильный бренд в истории. Отличная работа. Но хотя компания и не заслужила особой похвалы, её хаотичные попытки и провалы были не ответом (или не только ответом) на выход iPhone. Настоящим врагом была компания, которая присматривалась к мобильным амбициям Microsoft еще до релиза iPhone.
Конечно же, это была Google, и несмотря на некоторые желание обыграть iPhone, её реальной целью оставалась Microsoft. И «корпорация добра» добилась своего.
Чтобы подтвердить эту мысль, Дитер Бо приводит сведения из слушаний судебного процесса, в котором в 2012 году сошлись Google и Oracle. Не обращая внимания на скучные подробности об API, он переходит к словам тогдашнего CEO компании, Эрика Шмидта.
Из слов бывшего топ-менеджера становится понятно, что в течение 2000-2006 годов ключевой целью компании было построение платформы, лишенной привычных на то время недостатков. В особенности — лицензионного регулирования и давления со стороны ведущих игроков. Тогда главными поводами для беспокойства признавали Microsoft — в Google опасались, что её мобильная стратегия может оказаться успешной. Пугали и лидерские позиции Nokia c её операционной системой Symbian.
Журналист The Verge настаивает, что сейчас подобные идеи кажутся странными — ведь это же iPhone поменял всё и заставил основателей Android оперативно сменить курс работы, сделав ставку на сенсорном интерфейсе.
Однако возвращаясь к судебному слушанию Шмидта, становится понятно, что в свое время Google опасалась за доступность своего поиска для мобильных пользователей. В компании понимали, что решением станет открытая операционная система, которую будут лицензировать другие производители, и ей хотелось присутствовать на этой платформе.
Вместо того, чтобы доверять Microsoft, Nokia или кому-то другому, Google пошла дальше и запустила такую платформу самостоятельно. А потом открыла её для всех производителей, напрямую задевая Microsoft с её лицензионными сборами за Windows Mobile.
Убийство Windows Mobile, на самом деле, спровоцировала потеря рынка в пользу Android. Компании потребовалось слишком много времени на выпуск адекватного конкурента iPhone — его не было до 2010-го. К тому времени Android был на рынке уже около двух лет, а Verizon год продавал HTC Droid.
В те времена, несмотря на сумятицу, спровоцированную iPhone, американские операторы имели достаточно влияния, чтобы определять победителей и проигравших. А поскольку iPhone продавал только AT&T, три других (Verizon, Sprint, T-Mobile — ред.) искали сопоставимый ответ. Verizon, в частности, очень в этом преуспел.
В 2008 году оператор прельстился моделью Storm от BlackBerry, которая стала колоссальным провалом. В 2009 Verizon огляделся вокруг за альтернативой. Palm не удалось убедить телеком-игрока взять Palm Pre, до выхода Windows Phone 7 оставался год. Поэтому Verizon остановился на Droid и вошел в историю.
Получается предельно упрощенная хронология событий. По мнению Бо, она описывается одной фразой — если бы Nokia сделала правильный шаг. Ведь Palm и BlackBerry натворили достаточно ошибок, чтобы писать по их мотивам целые книги.
Вот только в мобильном мире нет большего «если бы», чем Windows Phone. Все составляющие успеха Android были вещами, которые пыталась сделать Microsoft. У нее просто не получалось так хорошо и так бесплатно. Да и вообще она опоздала.