Частичная занятость, временная работа, фриланс, гибкий график - все это признаки так называемой гиг-экономики. Эта концепция позволяет людям самим формировать свои планы и управлять своей прибылью, а бизнесу - привлекать работников на удобных и выгодных для себя условиях. Как это выглядит на практике? И как развивается эта концепция?
Одним из пионеров гиг-экономики можно считать Uber. Он разрешил водителям самим решать: сколько часов в день работать и, соответственно, самим определять, сколько денег они получат за работу. Впрочем, хоть это и звучит довольно привлекательно, но со временем люди выяснили, что заработать таким образом много - достаточно сложно. Uber столкнулся с критикой: мол, он платит водителям мало. Но его правила так и не изменились.
Таким образом, возникла свободная рыночная ниша, которую начали заполнять стартапы в области машинного обучения и использования искусственных нейронных сетей в бизнесе. Один из них - это американский Wrapify. Эта компания обклеивает автомобили гигантскими рекламными объявлениями (этот процесс занимает несколько часов). Благодаря этому водители могут зарабатывать в среднем $300- $400 в месяц.
Для водителя Uber или Lyft это может быть дополнительным доходом. Хотя подзаработать таким образом могут не только профессиональные водители, но и обычные владельцы машин. Человек сам выбирает, какая часть автомобиля будет занята рекламой, а от площади зависит прибыль.
Идея Wrapify показалась инвесторам перспективной, и стартап сразу привлек $5,8 млн. средств. Одно из его преимуществ - детальная аналитика: рекламодатели получают информацию о том, кто именно будет видеть объявления и когда.
Похожую идею реализует стартап Vugo: видеоэкраны, расположенные перед задними сиденьями в автомобиле. Эта компания начинала с того, что предоставляла в пользование пассажирам планшеты с видеоконтентом и рекламными объявлениями на время поездки. Но впоследствии стала сотрудничать с сервисами вроде Uber и Lyft и предложила им установить собственные встроенные в кресла планшеты. Водитель может заработать благодаря Vugo дополнительные $100- $200 в месяц. А пассажиры могут уменьшать громкость рекламы и делать экран тусклым, если не хотят видеть контент.
Интересно то, что стартап столкнулся с юридическими проблемами: власти Нью-Йорке запретили показывать рекламу пассажирам подобным образом, мотивируя это защитой комфорта людей. Однако Vugo подал в суд на город, выиграл дело и продолжает экспансию.
Еще один пример стартапа, который использует преимущества гиг-экономики, нейросети и одновременно позволяет людям увеличить свою прибыль, - Cargo, который недавно привлек $22,5 млн. инвестиций. Эта компания сотрудничает с брендами кондитерской продукции, электроники, косметики и т.д., предоставляя им доступ к пассажирам такси (товары складывают в специальную коробку, которая размещается в машине). С другой стороны, ее партнерами являются водители, которые могут предлагать своим клиентам приобрести что-то прямо во время поездки с помощью мобильного платежа.
В июле 2018-го Cargo подписала соглашение с Uber, чтобы стать глобальными провайдером товаров, предлагаемых пассажирам внутри автомобиля. Для водителей это возможность заработать дополнительные деньги: они получают 25% комиссии с каждой продажи, а также базовую ставку $1 с каждого пассажира, который сделал заказ.
Инвестиции, которые смог привлечь стартап, будут направлены на расширение бизнеса как на американском, так и на глобальном рынке. А уже сейчас, по данным Cargo, его услугами пользуются 12 000 водителей.
Если посмотреть на эти примеры, то становится понятным, что концепция гиг-экономики продолжает эволюционировать. В условиях современного рынка многие чувствуют себя менее защищенными, потому что вместо предполагаемой корпоративной карьеры работают по временным контрактам, на нескольких заказчиков одновременно, нередко - ищут возможность подработки. И именно стартапы удовлетворяют эту потребность.