Павел Городницкий – о том, зачем Дуров обновил политику конфиденциальности и что это изменит в противостоянии мессенджера и государства.
Telegram внезапно выступил против террористов. Теперь мессенджер будет предоставлять спецслужбам номера и IP-адреса тех, кого заподозрят в организации терактов – по крайней мере, так написано в новой версии политики конфиденциальности.
Еще раз: Telegram обещает помочь, если кто-то придет с готовым судебным решением по конкретному человеку. Пока таких кейсов не было – этот факт подчеркнут отдельно.
После того, как русские медиа подхватили новость и опубликовали кучу заметок с однотипными заголовками («Telegram будет передавать спецслужбам данные пользователей»), из тени вышел Павел Дуров, который сказал, что на Россию эта история не распространяется – русские спецслужбы не получат ни байта, потому что Telegram в нашей стране вне закона.
И тут есть два дальнейших сценария.
Павел Дуров фактически сделал Россию страной третьего мира. Сейчас получается, что государство, которое так топит против терроризма, само отрезает себя от предлагаемой помощи в борьбе с террористами.
Поэтому есть шанс, что Россия воспримет новую политику конфиденциальности как разумный компромисс: забываем, что было раньше, снимаем блок, а затем обращаемся к Telegram, если появятся судебные решения по потенциальным террористам. Все в выигрыше.
ФСБ всё ещё нужны ключи для расшифровки сообщений. ФСБ не понимает, что предоставить их невозможно, потому что мессенджером пользуются не только в России.
Еще в ФСБ сидят упертые мужчины в пиджаках, которые очень-очень не любят проигрывать. И эти чудесные люди из ФСБ плевать хотели на пользователей и репутацию страны: они сами сидят в лучшем случае в «вайбере», поэтому блокировка Telegram их никак не колышет.
Короче, всё останется как раньше – пара цитат из Роскомнадзора (Жаров уже респектанул Дурову), пара дней обсуждений в соцсетях, а потом всё загнется. Пользователи Telegram продолжат сидеть через прокси (иногда он и не нужен), аудитория мессенджера будет медленно увеличиваться (спасибо адекватным App Store и Google Play), а государство продолжит делать вид, что такое положение вещей – норма.
На мой взгляд, самое любопытное в этом сюжете – время апдейта политики конфиденциальности. Дуров запросто мог добавить эти строчки еще в марте-апреле – такой шаг однозначно повлиял бы и на настроения ФСБ, и, возможно, на решение суда. Многочисленные эксперты уверяют, что Павел Валерьевич согласился передавать данные спецслужбам лишь по одной причине: ему нужно, чтобы Telegram, собравший миллиарды долларов на ICO, гарантированно никуда не делся из магазинов приложений. А строчка о борьбе с терроризмом – уже требования тех самых маркетов, которым приходится подчиняться.
Я совершенно уверен в другом: пункт появился именно для России, несмотря на то, что Дуров это отрицает. Просто Павел – опытный политтехнолог, который знает, как важно выждать время и выстрелить в самый тихий момент.
Заметьте: в разгар блокировок он просто встал вместе с пользователями и отражал удары Роскомнадзора. Потом была акция с самолетиками, за ней – помощь с MTProto, а после – тишина. И вот теперь Дуров грамотно достал аргументы и по сути предложил перемирие на его условиях.
С точки зрения стратегии это просто блестяще. С точки зрения результата – посмотрим, но шансы на разблокировку точно повысились.
Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Google+ или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира Apple, Microsoft и Google.