Рассказываем, почему будущее мобильной монетизации за подписками.
Apple любит бросаться прилагательным «революционный» и его охотно подхватывают. Прорывными называют даже обновления iMessage с платными стикерами и неудобными приложениями. Не меньший восторг вызвали Animoji, говорить о которых всерьез не хватило сил даже у Крейга Федериги на презентации iPhone X. Он шутил, что самая продвинутая потребительская motion-capture технология используется, чтобы кудахтать в камеру. Зато значимые изменения остались почти без внимания.
Реальность жестока — часто хайп перевешивает ценность изобретений. Это классическая ловушка: люди переоценивают влияние технологий в ближайшей перспективе и недооценивают долгосрочные возможности. Между тем, главная революция в современной истории Apple скоро отпразднует вторую годовщину. Она называется App Store 2.0 и вы, скорее всего, ненавидите ее ключевую особенность — подписки.
Для исторической справки: концепцию App Store 2.0 выкатили без лишнего шума и презентаций, в июне 2016 года. Тогда Филл Шиллер дал масштабное интервью The Verge, в котором рассказал о новой системе поощрения разработчиков и перераспределении доходов. Если максимально сократить — чем лучше у девелопера получится заставить пользователя платить за подписки, тем больше он заработает. Приложения нужно превратить в сервис, постоянную услугу, а не одноразовую трату.
Казалось, что это уже избитая истина. Все дружно кивнули головой, разработчики начали внедрять ежемесячные платежи, пользователи крепко выругались и пообещали не поддерживать такое обдирательство. Но мир, конечно же, бесповоротно изменился — крупнейший цифровой магазин, оборот которого уже тогда перевалил за $50 млрд, зафиксировал новую экономическую модель.
Последнее доказательство ее работоспособности — успешное IPO стриминг-сервиса Spotify. IPO в бизнес-мире считается весомым доказательством успешности, поскольку компания переходит из статуса частной (вложится может узкий круг инвесторов) в статус публичной (купить ее акции может любой желающий).
Основанная 9 лет назад Spotify в свое время совершила невероятный вираж, плюнув на все правила звукозаписывающего бизнеса. Музыка в сервисе была доступна для всех, но с ограниченной функциональностью и рекламными вставками. За фиксированную плату эти неудобства устранялись. Сейчас таким не удивишь, но тогда, в 2011 году, крупнейший стриминг Rhapsody не добирал и до миллиона пользователей.
В 2018 году ставка оправдалась — IPO Spotify стало восьмым в списке самых дорогих биржевых размещений американских интернет-компаний. Главного зачинателя подписочной модели оценили в $26,5 млрд. Для сравнения, Google в 2004 году стартовал с отметки в $27,2 млрд (хотя, конечно, это не учитывает инфляцию).
Но все эти большие суммы меркнут перед одним, простейшим вычислением. Американский премиум-подписчик Spotify платит за сервис $10 ежемесячно или $120 в год — даже на пике своей прибыльности музыкальная индустрия не получала таких чеков от среднестатистических слушателей.
Такими же сравнениями скоро будут сыпать разработчики из App Store, потому что подписки — это сложно, но выгодно. Их можно сколько угодно критиковать, но когда в дело вмешиваются деньги, сложно подобрать веский контраргумент.
Я и сам не в духе от того, сколько каждый месяц в последнее время списывает App Store. Однако это новая реальность — девелоперы поняли, как обеспечить себя стабильным доходом и не гоняться за платными апдейтами. Чтобы не заскакивать в этот поезд последним, лучше сразу понять, за что платить подписку выгодно и здорово, а на чем лучше сэкономить.
Это разработка американской компанией Visual Supply Company. О ней все слышали, и не зря. Заслуга VSCO в том, что этот фоторедактор сделал Instagram по-настоящему крутым. Приложение, в котором долгое время продавались дорогие наборы пресетов, убило моду на уродские рамки, сделала использование стандартных фильтров признаком дурного тона, казнило кислотные цвета в пользу более натуральных, винтажных оттенков.
За то, что лента Instagram сегодня не выглядит как визуальная помойка и пестрит крутыми фотографиями, во многом нужно благодарить VSCO.
Последнее достижение VSCO — внедрение адекватной подписки. Она называется VSCO X и стоит 1250 руб в год. В ней открывается доступ ко всем ранее выпущенным фильтрам, эксклюзивным наборам пресетов, а также дополнительным инструментам редактирования. Но главный бонус — каждый месяц пользователи получают новый фильтр в коллекцию.
При этом Visual Supply Company не просто стряпают его на коленке, подкручивая ползунки в Lightroom. В лаборатории они сканируют пленку, изучают особенности ее цветопередачи и воспроизводят уникальный аналоговой эффект. Каждый месячный релиз сопровождается пояснениями, как использовать пресет и для чего он лучше всего подходит.
Фотоподобности, на самом деле, можно опустить, главное не в них. Платить за VSCO X круто, потому разработчики не ленятся. За стабильную плату они выдают стабильный результат. Это не тот случай, когда создатели просто включили наглость и решили вместо единоразовой продажи стричь кэш ежемесячно.
Скачать VSCO из App Store можно по этой ссылке.
Заметочник от небольшой итальянской студии Shiny Fog, который уже засветился в числе номинантов премии Apple Design Awards. Приложение фокусируется на совмещении лаконичного дизайна и продвинутых возможностей.
В нем можно делать как короткие заметки, так и создавать большие, комплексные тексты с перелинковкой между записями, богатым форматированием и поддержкой вложений. Организовано все благодаря системе тегов, которая поддерживает несколько уровней вложенности и автодополнение. Кроме того, есть удобные мелочи, вроде счетчика символов/слов и экспорта в несколько форматов.
Подписка на Bear стоит 99 руб в месяц или 999 руб в год. Она открывает доступ к синхронизации, всем инструментам редактирования, шрифтам и нескольким цветовым темам. Дороговато за возможность набирать заметки, но это, кажется, лучший вариант для тех, кого не устраивают встроенные Notes. А они бесят многих — отчасти неудобной системы папок, отчасти из-за скупости форматирования и отсутствия темной темы.
Скачать Bear из App Store можно по этой ссылке.
Этот органайзер, наверное, не нуждается в представлении. Уже классическое to-do приложение позволяет распределять задания по проектам, присваивать им теги, приоритет и дату выполнения. Кроме того, оно следит за пользовательской «кармой» — так называется продвинутая статистика выполнения задач.
Еще одна удобная фича Todoist — возможность сортировать все по настраиваемым фильтрам, чтобы окончательно не запутаться в потоке дел. Платная подписка недешевая и стоит 2190 руб. Почему она успешно работает? Потому что совмещается с концепцией Todoist, повсеместной доступностью — приложение есть под все возможные платформы: iOS, Android, macOS, Windows 10, веб-версия. Существуют также плагины для браузеров и почты. Понятно, что по отдельности никто бы такой набор не покупал.
Подписка оптимально решает проблему с кроссплатформенностью. К примеру, эксклюзивно «эпловский» задачник Things, который доступен только на iOS и macOS, подписку внедрять не планирует — и это тоже выглядит логично.
Скачать Todoist из App Store можно по этой ссылке.
Подписки многих раздражают и это нормально. Хуже, что они развязывают руки монополистам — если единственный на рынке разработчик меняет монетизацию, это не оставляет выбора. Приложения из списка выше легко можно заменить аналогами (VSCO на Snapseed, Bear на OneNote, Todoist на Things), но ведь бывают ситуации и похуже. Лучший пример — Adobe, которая ввела невразумительные цены на свой софт и странно разделила его по стоимости подписок.
Те, кто не зарабатывает серьезных денег на производстве контента, а устанавливает Photoshop, Lightroom или Illustrator «по привычке», с еще большей охотой повалили на торренты. Идиотская ситуация, у которой, к счастью, появилось решение — хорошая альтернатива, приложения Affinity Photo и Designer, купить которые нужно лишь однажды.
И это, как ни странно, еще один плюс в сторону подписок — они дают больше выбора. Статичный ранее рынок, который отпугивал многих высокими ценниками, меняется. Конечно, платить за все в итоге приходится пользователю, но разве так не происходило всегда? Если отбросить в сторону раздражение, становится понятно — именно подписки, а не стикеры в iMessage или виртуальные маски, всерьез изменят мир.
Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Google+ или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира Apple, Microsoft и Google.