Павел Городницкий – о том, как Тим Кук проигрывает медийную войну азиатским конкурентам.
Десять лет назад Apple была в дичайшем прайме. Каждая новость про какой-нибудь джейлбрейк или анлок приносила сотни тысяч просмотров – и это не преувеличение. Фанаты постоянно делились друг с другом приложениями для iPhone, рассказывая, как их устанавливать, взламывать и обновлять. Для тех, кто хоть раз подержал в руках смартфон от Apple, весь остальной рынок мобильных устройств сразу же прекращал свое существование.
Такая обстановка на медиарынке просуществовала 3-4 года. В те времена любой инсайд или обычный слух про новый iPhone собирал в разы больше кликов, чем пост о новом девайсе от Sony, HTC или LG. Популярность гаджетов Samsung тоже была своеобразной. Если речь шла об очередном флагмане, людей это не волновало, зато если автор писал, сколько миллионов долларов Apple отсудила у корейцев за нарушение патентов, текст сразу же становился хитом.
Так было не только в России, но и во всем мире. Издатели получали клики, а Apple доставалась бесплатная реклама и бесплатное внимание журналистов. Даже если материал был переполнен критикой, в комментарии всё равно приходили фанаты и доказывали другим пользователям, что iPhone – лучшее изобретение в истории.
А потом в игру внезапно включились китайцы и всё поменяли.
Зайдите на любой тематический ресурс, изначально посвященный Apple. Да, там будут заметки про Тима Кука, капитализацию купертиновского бренда и даже про новые iPhone.
Но между ними теперь располагаются десятки постов о новом дешевом девайсе (самокате, пауэрбанке) Xiaomi, о планах Samsung по выпуску очередного флагмана и о том, что на рынок выходит мощный смартфон от Huawei.
Так произошло по двум причинам.
Во-первых, конкуренты объективно подтянулись – сейчас разрыв между iPhone и остальными смартфонами гораздо меньше, чем еще 5-6 лет назад. Но разница в цене осталась прежней, поэтому людям интересно узнать, как потратить 300 долларов вместо 600, взяв достойный Android-аппарат.
Во-вторых, расслабилась сама Apple. Смартфоны релизятся раз в год (2016-й – исключение), и это слишком редко для 2018 года. Понятно, что сейчас у компании всё равно порядок и с продажами, и с вниманием журналистов, но Тим Кук не может не понимать: если и дальше презентовать новые аппараты так редко, Apple вытолкнут с трона.
Корпорация не делает ничего, чтобы о ней хотелось писать и говорить. Сейчас стратегия такая: два важных мероприятия в год (лето и осень), одна спонтанная премьера не самого важного гаджета (например, дешевого iPad) и несколько рекламных роликов, которые уже никто не смотрит. Ну и всё, хватит.
Со смартфонами расклад вообще печален. Уже две весны подряд Тим Кук отвлекает внимание от новых Galaxy очень своеобразным методом – анонсирует красные iPhone. Опять же: 10 лет назад фанаты встретили бы эти яркие гаджеты с визгом и восторгом, а сейчас RED-модели уже не вызывают никаких эмоций. Поэтому, если в 2017-м iPhone в новом цвете еще вызвал какой-то резонанс, то сейчас о нем поговорили пару дней и забыли. И это несмотря на то, что iPhone 8 Plus выглядит гораздо круче, чем «семерка».
Затихающий ажиотаж вокруг Apple особенно заметен, если сравнивать год к году.
2015-й – куча сплетен вокруг iPhone 6s.
2016-й – более-менее живые обсуждения, каким будет iPhone 7.
2017-й – ежедневные утечки по безрамочному iPhone.
А что сейчас? В целом, все уже привыкли, что никаких революций от Apple уже можно не ждать. Так зачем тратить время на сплетни и концепты? Лучше почитать что-нибудь поконкретнее и пополезнее – допустим, про новый рюкзак Xiaomi.
При этом совсем недавно в Купертино запросто могли перетянуть одеяло хайпа на себя. Нужно было лишь напрячься и весной-летом анонсировать этот несчастный iPhone SE2, который так ждали и фаны компании, и простые пользователи, которым хотелось купить мощный, компактный и недорогой продукт.
Но нет – Apple зажала второе поколение SE, расстроив поклонников и отпугнув кучу потенциальных пользователей. Это ошибка – Тим Кук не продемонстрировал ту гибкость и дальновидность, которая от него требовалась.
Очевидный факт: уже в ближайшие Apple однозначно перейдет на два, а то и на три смартфонных релиза, разнесенных по сезонам. Иначе можно элементарно потонуть в инфошуме, издаваемом другими, не менее амбициозными и гораздо более продуктивными корпорациями.
Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Google+ или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира Apple, Microsoft и Google.